добро пожаловать в арктику!
добро пожаловать в арктику!
Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба. Полярная ночь и полярный день в течение многих суток — наиболее приметный признак северной околополюсной области Земли. Издавна ее называют Арктикой — от греческого слова arkticos — северный, которым древние греки обозначали расположенное в северной стороне неба созвездие Большой Медведицы.
В Арктике немало различных полезных ископаемых: нефть, газ, каменный уголь, цветные металлы, алмазы. Но использовать их мешают тяжелые природные условия. Канадские ученые разработали проект, который предусматривает сооружение купола из легкого синтетического материала тефлона высотой 100 м, который должен покрыть площадь 14 га. Купол над рабочим поселком будет настолько прочным, что выдержит любую бурю, а прозрачные листы тефлона способны пропускать почти весь спектр солнечных лучей) что особенно важно для северян. Защищенные надежным куполом от сурового климата, горняки смогут спокойно жить и работать. Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути. Большие современные города построены за Полярным кругом: Мурманск, Кировск, Норильск, Магадан. Человек успешно осваивал Арктику, но при этом не всегда учитывалось, что северная природа необычайно чувствительна ко всякому неосторожному вмешательству. В наши дни, как правило, ни одно строительство не начинается без тщательного изучения возможных последствий для природы. Коренные жители Арктики — малые народы Севера (чукчи, ненцы, коми, юкагиры и другие) — умеют жить в согласии с природой. Их традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство — возрождаются и развиваются.
Сегодня в арктических запасах заинтересованы очень многие: американцы, норвежцы, финны, шведы, датчане, канадцы, исландцы и даже – японцы и корейцы с китайцами! Азиаты, чьи страны, мягко говоря, далеки от Арктики, ударными темпами строят современные ледоколы. Не дожидаясь, пока они сойдут со стапелей в 2013 году, китайцы уже энергично изучают полярную зону Арктики на приобретенном у Украины ледоколе «Северный дракон». Европейцы и американцы тем временем могут втянуться в драку между собой и спровоцировать первый конфликт приарктических государств на границе между Данией и Канадой. Из-за крошечного островка Ханса, расположенного во льдах северо-западного прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, который они не могут поделить уже около тридцати лет.
Символическая война флагов, которые европейские и заокеанские экспедиции поочередно водружали на острове, уже принимает опасные формы. Датчане сначала послали к острову патрульные арктические катера королевских ВМС и выразили официальный протест против высадки на спорной территории министра обороны Канады. А затем их правительство одобрило план создания в 2011-2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии и формирование Арктической группировки сил реагирования. Канадцы, в свою очередь, провели армейские военные учения в северных прибрежных районах и объявили о создании арктических военно-морских сил, включающих 8 боевых кораблей «ледового класса». Их соседи тем временем разместили на Аляске свыше 24 тыс. военнослужащих армии США…
Американцы могут претендовать на часть Арктики за счет Аляски только формально, но не юридически, поскольку Вашингтон не присоединился к конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Впрочем, в любом случае, даже если бы дело дошло до раздела Арктики, США смогли бы претендовать лишь на сравнительно небольшой сектор. Для «единственной глобальной сверхдержавы» это слишком мало. Поэтому Вашингтон все чаще и чаще инициирует предложения об «интернационализации» арктических ресурсов и допуске к ним ТНК и крупных международных компаний. Вроде знаменитой Shell, нацелившейся на разработку ресурсов Арктического шельфа, не озадачиваясь тем, что провоцируемая ею опасная нефтяная лихорадка и возможный разлив нефти у берегов Аляски разрушительно скажутся на экосистеме полуострова, а последствия аварии ликвидировать будет невозможно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий